Эй! Все-все-все,
кто работает на "фиглиазах" и "мужикарусах", на "меринах" и
"саранчах"! Если хотите почитать - это будет вам непременно
полезно! Может даже, некоторые, читая, будут улыбаться и
говорить: "Да-да-да, я сам так очень часто делаю!"
Итак-с... Ну пожалуй, расскажу немного о себе. Работал я много
где и много кем. В начале своей трудовой карьеры я успел поработать
и дворником, и сторожем... Даже малярничал в городе! А всё почему?
Потому что была у нас в стране такая замечательная штука -
15 суток. Хорошо, что сейчас её нет или плохо - сказать не могу.
Не попадался. Некогда на себе проверять.
Ну а потом - армия... Хотя нет, армия была вначале -
свои пятнадцатисуточные профессии и навыки я после армии получал,
на гражданке, в бытность свою слесарем Дангауэровского
Автобусного парка. Слесарь-то я был добропорядочный и честный -
никогда ничего домой не носил, хотя таскали у нас все по-страшному!
Но водился за мной такой грешок - на автобусе
без билета ездить. Сяду, бывало, на 59й - и давай по Карачарову
кататься!
И вот докатался. Как-то в 1972 году вызвало меня начальство на
ковёр и говорит: дескать, видим мы, что ты, такой-сякой-растакой,
любишь на автобусе нахалявку кататься. Что ж, мы из тебя эту дурь
быстро выбьем. А ну-ка, оформить на него приказ, перевести в
шофера и в Учебный Комбинат быстро! Чтобы накатался на сорок лет
вперёд и больше неповадно было!
Вот так вот стал я водителем. Хотите верьте, хотите - нет...
Вообще-то начальство меня в водители временно перевело -
в виде наказания. Но мне понравилось! За рулём ездить - куда
лучше чем слесарем! Раньше, бывало, чужие поломки разбираешь,
что там к чему - а водители все как нарочно ломают то, что толком
не чинится! Как будто знают, что ломать, ироды! А тут чинишь
только то, что сам наломал... Своя ноша, как известно, не тянет.
Красота!
Правда вот, ездить сейчас сложновато... Машин полно! И все так и
норовят что-нибудь гадкое сделать... Путаются, шныряют везде,
стоят где ни попадя... И так - целый каждый день! А бывало -
мчишься на линию - не мешает никто! Хотя, отдать должное, и
сейчас в пять утра никто под колёсами не мешается.
Зато придумали эту... Ну вот как её звать - что-то с компартией
связано... КПСС-не КПСС - а штука чрезвычайно противная! Название
тоже - не выговоришь толком. И не запомнишь. АС... ПС.. МКС...
Турникет, одним словом. Я поначалу так обрадовался, когда его мне
в автобус поставили! "Во-первых, думаю, никто теперь не будет
пялиться из салона на меня, рулящего". Во-вторых, в зеркальцо
глядишь, как огонёчки перемигиваются - и о празднике думаешь!
И самое главное - на остановках дольше стоять можно! То пассажиры
все в автобус за полминуты запрыгивали, а теперь если что -
остановка, скажем, крупная - так на посадку все десять уходит!
Так что, в турникете я видел поначалу своего друга и товарища. И
называть старался не иначе как "мой рогатенький брат". Тряпочкой
пыль с него после каждого рейса протирал...
Но не тут-то было! "Рогатенький брат" оказался жуликом и вместо
удовольствия вот уже несколько месяцев (скоро год будет!)
доставляет мне одни только неприятности. Во-первых, иногда места
в салоне хватает не всем. И теперь они всё равно у меня за спиной
стоят, с сумками своими... Да ещё, вдобавок, весь обзор
загораживают! Ну ничего не видно, что справа творится! Так ведь и
влезть в помеху справа недолго!
Пассажиры эти... Ну кто их просит в заднюю дверь влезать! Они ведь
лезут, а ревизор какой-нибудь треклятый это всё заметит, подробным
образом запишет, а мне потом начальство на ковре, не при детях будь
сказано - такую заднюю дверь покажет! Вот приходится теперь все
десять минут бдеть - кто бы не проскочил...
Я думал - могу стоять на остановках сколько вздумается - не тут-то
было! Оказывается, всё у этих фашистов из главка там давным-давно
просчитано и расписано! Всё, что я стою - оказывается, входит во
время поездки! Постоишь так вот десяток минут - и всё, опоздание
от графика влепят! И прощай треть месячной зарплаты!
Они бы хоть сами подумали, что нам делать велят! Через заднюю дверь
пропустишь - штраф! Больше положенного на остановке стоишь - штраф!
Удерёшь, не дав людям сесть в автобус - штраф! А если людей на
остановке много, кто виноват? Судя по всему, я и виноват... Что
во всю эту авантюру турникетную ввязался. На 4000 рублей больше
получать захотелось! Вот так жадность людей губит!
Вот и приходится нам, водителям, крутиться аки белкам в навозной
куче! Как хочешь - а расписание нагоняй!
Чтобы водителю на отурникеченных городских маршрутах было немного
легче, позволю себе дать несколько рекомендаций. Эти рекомендации -
возможные способы нагнать расписание с наименьшими для себя
потерями (как в материальном, так и в моральном плане). Ну-с,
начнём по порядочку:
1. Проезд остановок - "Не заметил, дескать, что кто-то
там, на остановке, стоит. Там другой автобус стоял, обзор
загораживал. В салоне никто кнопки на выход не нажимал". В самом
деле, станет кто разбираться в главке, стоял кто на остановке или
нет! Правда, подобная уловка хорошо работает на остановках "по
требованию", но за нарушение формального требования остановиться
на остановке по нынешним временам никто не наказывает. В парке
прекрасно понимают, что в условиях цейтнота можно не
останавливаться там, где это никому, кроме плана маршрута, не
нужно.
2. Можно сказать пассажирам, что автобус идёт
экспрессом с двумя промежуточными остановками, где бывает мало
народа (то, что автобус идёт "не так, как обычно", даёт тебе
возможность пофантазировать с остановочными пунктами. Не упускай
такой возможности, выбирай самые для тебя удобные!). Для
убедительности заготовь трафареты с надписью "Экспресс" и мчи себе
безо всяких остановок. Нет остановки - нет проблемы!
3. Проезд по кратчайшему пути. "На перекрёстке мент стоял
и говорил "Туда не ходи, сюда ходи! В яму экскаватора провалишься -
мёртвый будешь". Поэтому не стал в микрорайон ехать, остановки
собирать - а напрямик к конечной (к метро) поехал". За соблюдение
правил безопасности в парке похвалят, но эта сказка пойдёт только в
случае, когда измученный турникетами парк не захочет проверять,
был ли на твоём маршруте раскопанный экскаватором участок.
4. Высади народ после третьей остановки и скажи, что
сломался. Порожняком и без остановок нагоняй отставание, а на
ближайшей малолюдной остановке посади пару человек (чтоб ревизоры
не думали, что без пассажиров катаешься) и езжай дальше. Когда
отставание опять слишком большим будет - снова высаживай всех и
езжай порожняком, пока отставание не нагонишь. Поскольку маршруты
не очень большие, за один рейс подобную процедуру придётся
повторить не более двух раз.
5. Не брезгуй высаживать народ где придётся - всё равно им
от остановки идти надо. Какой тогда им смысл вылезать строго на
остановочную площадку? А ты сэкономишь время, особенно если впереди
едет кто-то. Если на остановке карман сделан и кто-то этот карман
занял - смело останавливайся во втором ряду и открывай двери! Так
и очереди своей дожидаться не придётся, и тот, кто впереди ехал,
не сможет раньше твоего уехать. Таким образом, время сэкономишь,
и того, кто впереди шёл - глаза мозолил, обогнать получится.
6. Помни о коллегах и их тяжёлой водительской доле. На
остановке проежай как можно дальше вперёд или, наоборот, не
доезжай до неё метров 50. Используй для остановки пешеходные
переходы - недаром на них ГАИ запрещает останавливаться простым
легковым машинам! Специально запрещает, чтобы места для автобусов
не занимали. Но при этом ни в коем случае не уподобляйся
поганым бобикам - не высаживай пассажиров "вон у того столба"!
Речь идёт не только о безопасности. Подумай, у тебя в салоне 110
человек едет (а то и больше)! Если будешь по просьбе каждого
останавливаться - не то что нагнать расписание - к вечеру до
конечной не доедешь!
7. Заляпай бортовые номера грязью, чтобы ревизор на линии
не смог их разобрать. Пролей банку чернил на путевой лист,
затем - смело выдавай себя за другой автобус. Не забудь перед
заездом в парк (по окончании смены) помыть автобус, а на путевом
листе - написать около пятна бортовой номер твоей машины. Пусть все
шишки летят на невнимательного ревизора.
8. Говори всем без разбору льготникам, что СКМ, БПТ, проедные
и вообще билеты в этом автобусе недействительны и заставляй всех
без исключения покупать билеты у тебя. В парке за
перевыполнение плана по выручке простят любое отставание.
9. Пока народ садится, пойди и поставь на дороге в 5 метрах
перед автобусом большой гвоздь. Безбоязненно наезжай на него
и, высадив всех, жди "техничку" как аварийный.
10. Езжай на красный, если можно
. "Если можно" - значит, ни справа, ни слева в тебя
въехать никто не въедет. Следует отметить, что другие запреты
Правил Дорожного Движения помочь тебе ничем не могут. Ведь
заехать на тротуар (например, чтобы объехать по нему "пробку")
очень проблематично по причине громоздкости автобуса. Движение
со скоростью выше дозволенного тоже труднореализуемо - для
этого надо безбожно пропускать остановки (иначе не разгонишься!),
что само по себе даёт ощутимый эффект во времени (см. выше). Так
стоит ли мучить себя и машину запредельно высокой скоростью?
С уважением
В. Водильченко
Автор благодарит коллег из 5го автобусного парка
г. Москвы, предоставивших богатый экспериментальный материал для
составления данной статьи.
|