Всем, для кого транспорт - это часть жизни...

Это надо знать

ПРАВИЛА
пользования наземным пассажирским транспортом общего пользования (автобус, троолейбус, трамвай) в городе Москве (в дальнейшем - просто Транспортом).

1. ПОРЯДОК ОЖИДАНИЯ ТРАНСПОРТА
1.1. Несмотря на то, что Транспорт ходит по проезжей части (иные умудряются на ней даже останавливаться и высаживать людей), ждать его следует на тротуарах, в специально обозначенных местах. Считается, что это безопаснее для жизни.
1.2. Подойдя к остановке, следует терпеливо ждать Транспорта. Громкое пение, смех, театрализованные представления на остановках Транспорта в городе Москве не приняты. Они могут быть расценены как нарушение общественного порядка и тогда подъедет специальная машина с синей полосой. Эта машина - не социальное такси. В ряде случаев она увезёт вовсе не туда, куда Вы хотели, а именно - в отделение милиции.
1.3. Если Транспорта долго нет, посмотрите на расписание его движения. Расписания обычно висят на остановках. Убедитесь, что Вы стоите на остановке в 2,5 - 3 раза больше минут, чем обещано. Если Вы ждёте уже в 3,5 - 4 раза больше положенного - значит, какие-то рейсы были попросту отменены. Если всего в 1,5 - 2 раза - Транспорт может и задерживаться. Продолжайте терпеливо ждать Транспорта на остановке, стараясь не нарушать общественного порядка (см. пункт 1.2).
1.4. Если вдали показалась кавалькада, или вереница (много) автобусов/троллейбусов/трамваев, приготовьтесь к возможной посадке. Кавалькада Транспорта - это не выезд школы на экскурсию, а обычный режим работы Транспорта в городе Москве.
1.5. Перед тем, как готовиться к посадке на Транспорт, ещё раз внимательно посмотрите на остановку. Выясните, много ли маршрутов Транспорта проходит мимо той остановки, где Вы стоите.
1.5.1. Если маршрутов много, вспомните (подумайте, вычислите, догадайтесь), какой именно маршрут Вам нужен. См. пункт 1.6.
1.5.2. Если на остановке указан один маршрут (одна цифра нарисована), см. пункт 1.7.
1.6. Попробуйте поискать нужный Вам номер на подошедшем Транспорте. Если нужный номер не найден (все подошедшие автобусы/троллейбусы/трамваи "не те"), не расстраивайтесь - через 30-40 минут появится новая кавалькада, или вереница (много) Транспорта, и Вам вновь представится шанс попытать удачу. Быть может, тогда нужный маршрут отыщется.
Впрочем, может случиться так, что нужный Вам маршрут отменили или изменили несколько дней назад, а никому об этом не сказали. На всякий случай спросите у прохожих - быть может, им что-нибудь известно.
1.7. Итак, если на остановке указан один маршрут, смело направляйтесь к Транспорту из подошедшей кавалькады (вереницы). Если Транспортов два, идите во второй. Первый всегда будет забит так, что даже двери открыть не сможет. Если Транспорт один - значит, это служебный Транспорт, он Вам не подходит. Транспорт в Москве поодиночке не ходит из соображений безопасности (пассажиры могут разнести).
1.8. Подходя к Транспорту, не смотрите на перечёркнутых зайцев. Конечно, эти картинки свойственны только Москве, поэтому Вам они будут в диковинку. Не удивляйтесь и не рассматривайте их - только время потеряете. И Транспорт ждать Вас не будет - он попросту уйдёт. Не поддавайтесь многообещающим лозунгам "Зайцы ходят пешком!". Это полная чушь, Даже дети знают, что зайцы "в гору бегом, а с горы кувырком". Они пешком вообще не ходят. Привыкайте к тому, что в Москве наклейками с зайцами на Транспорте закрывают пятна ржавчины либо заклеивают битое стекло, чтоб не рассыпалось. Иногда подобными наклейками сотрудники Транспорта пытаются прикрыть дыры в расписании и собственную лень. Это им удаётся из рук вон плохо.
1.9. Подготовка к посадке на Транспорт считается завершённой, когда расстояние между пассажиром и Транспортом становится меньше 5 метров. После этого начинается посадка.

2. ПОРЯДОК ПОСАДКИ НА ТРАНСПОРТ
2.1. Поездка верхом на Транспорте запрещается из соображений безопасности. В городе Москве ездить можно только внутри Транспорта.
2.2. Посадка на Транспорт осуществляется через двери.
2.3. При подходе Транспорта к остановке не пытайтесь открыть дверь самостоятельно. Двери открываются без Вашей помощи. Всякая попытка помочь дверям открыться расценивается в Москве как нарушение общественного порядка (см. пункт 1.2).
2.4. Когда двери откроются, не спешите входить. Хотя Транспорт в Москве торопливый, он всегда подождёт тех, кто на него садится. Иногда он ждёт очень долго (см. раздел 4). Поэтому при открытии дверей не надо с шашкой наголо и криками "УРА!!!" ломиться внутрь Транспорта.
2.5. Будьте готовы к тому, что немощная старушка, дожидавшаяся с Вами Транспорта на остановке, кинет боевой клич и, растолкав всех, зайдёт в Транспорт первой. Не пытайтесь противостоять ей - это опасно для здоровья. К тому же, у каждой московской бабушки есть обширные связи (солидарность) в любом Транспорте. С большой долей вероятности все бабушки в салоне Транспорта могут устроить кровную месть (без крови, зато с клюками), после чего Вам в лучшем случае придётся ждать следующего Транспорта.
2.6. Обратите внимание на грозные надписи "Прислоняться к двери запрещается!". Если Вы прислонитесь к двери при посадке и не захотите покидать своего места, двери попросту не закроются, и Транспорт никуда не поедет. Тогда вендетту (кровную месть) Вам могут устроить не только старушки, но и все едущие в Транспорте.
Ещё к разряду грозных надписей относится следующая: "Ехать на нижней подножке запрещается!". В данном случае этим запретом можно пренебречь. Убедите себя в том, что вы едете всё же на Транспорте, а не на подножке неизвестно чего.
2.7. Иногда бывает так, что все три подошедших к остановке Транспорта бывают забиты до отказу. В таком случае в городе Москве принято садиться на Транспорт с разбегу. В целях безопасности во всей Москве принята (установлена) единая дистанция разбега - 10 метров. Не бойтесь применять этот способ - в отличие от пения, разбег НЕ считается нарушением общественного порядка.
2.8. После посадки не пытайтесь закрыть двери самостоятельно. Двери закрываются без Вашей помощи. Всякая попытка помочь дверям закрыться расценивается в Москве как нарушение общественного порядка (см. пункт 1.2).
2.9. Посадка считается завершённой, когда Транспорт закрывает двери. После этого всяческое проникновение в салон Транспорта опасно для жизни. Кроме того, оно может являться нарушением общественного порядка. Если пассажир пришёл на остановку в момент, когда Транспорт находился не дальше, чем в 5 метрах от остановки, этот пассажир может подойти вплотную к Транспорту и сесть в него (в случае, если двери транспорта открыты). Если посадка по тем или иным причинам невозможна, пассажир обязан ждать следующего нужного ему Транспорта. Допускается посадка на упущенный Транспорт на следующей остановке, но для этого необходимо догнать этот самый Транспорт и, по меньшей мере, пробежать несколько сотен метров наравне с ним до следующей остановки - со скоростью автобуса/троллейбуса/трамвая (обычно - 20-25 вёрст в час, или 3-3,5 сажени в секунду).

3. ПОРЯДОК ПРОЕЗДА И ПРОВОЗА БАГАЖА
3.1. Ехать на Транспорте можно сидя и стоя. Ездить лёжа в городе Москве разрешается только в специальных машинах с красной полосой, которые к наземному общественному транспорту не относятся.
3.2.1. Сидя можно ехать только на специальных топчанах, установленных внутри Транспорта. Топчаны называются сиденьями. Правила не запрещают проносить в салон Транспорта свои топчаны и сидеть на них, поскольку это невозможно в принципе. Никто из едущих не даст поставить топчан посреди забитого салона.
3.2.2. Стоя можно ехать практически в любом месте транспорта, кроме сидений. Проезд стоя на сиденьях расценивается как нарушение общественного порядка (см. пункт 1.2).
3.3. Ездить в Транспорте надо, по возможности обеспечивая окружающим пассажирам максимальный комфорт. Несмотря на то, что ходьба по чужим ногам в городе Москве не приветствуется, ходьба по ногам в Транспорте НЕ расценивается как нарушение общественного порядка просто потому, что иначе ездить на Транспорте невозможно.
3.4. При поездке стоит учесть, что, помимо сидений, внутри Транспорта обитает кондуктор. Чаще всего это самый грозный и массивный человек из всех, кто едет. Кондуктор постоянно перемещается внутри Транспорта, и поэтому размещение вблизи одной из трасс следования кондуктора по внутренностям автобуса/троллейбуса/трамвая представляет большой риск для здоровья.
3.5. Кроме кондуктора, на Транспорте водится такой человек, как водитель. Он сидит в специально отгороженной комнате (кабине), где крутит большой чёрный бублик ("рулевое колесо"), постоянно теребит блестящую палку ("рычаг коробки передач"), прыгает на мягком топчане и время от времени ругается матом. В городе Москве не принято отвлекать водителя разговорами. Считается, что это небезопасно: в случае разговоров с водителем кондуктор может рассердиться, последствия будут более плачевными, чем в случае пения на остановке (см. пункт 1.2).
3.6. В отличие от поездов дальнего следования, Транспорт в городе Москве НЕ оборудован багажными полками. Поэтому багаж необходимо везти на руках или стараться закрывать его от окружающих. Воровство в Транспорте запрещено, но поскольку милиция ездит не на Транспорте, а на специальных машинах с синей полосой, ловить жуликов на Транспорте некому. Будьте осторожны и внимательны, следите за своими вещами.
3.7. Во время движения пассажиры ОБЯЗАНЫ держаться за поручни (чёрные, зелёные, синие, фиолетовые, оранжевые и другие палки, в большом количестве растущие из сидений и потолка). Это уменьшает опасность быть вынесенным из Транспорта на очередной остановке (см. пункт 3.9). Хотя и не сводит эту опасность к нулю.
3.8. Уступайте места... Впрочем, не уступать места наглым старухам бессмысленно - сгонят всё равно. Уступать места пассажирам с детьми, инвалидам и нормальным старухам и старикам можно и даже нужно - но это - дело совести. Если пассажир совестливый, он сам уступит. А бессовестных Правила воспитывать не должны.
3.9. Несмотря на то, что пассажиры во всём мире ОБЯЗАНЫ заранее приготовится к выходу, московский Транспорт избавляет своих пассажиров от такой обязанности. К высадке готовиться необязательно - все пассажиры выходят на одной остановке (называемой "конечной" либо "станцией метро"). Если пассажир желает ехать дальше (в случае "станции метро") - он может уцепиться за поручень и попытаться удержаться внутри Транспорта, пока людской поток стремительно вырывается наружу.

4. ПОРЯДОК ПРОЕЗДА в автобусах, троллейбусах, трамваях города Москвы, оборудованных АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ КОНТРОЛЯ ПРОЕЗДА (АСКП)
4.1.1. Автоматизированная Система Контроля Проезда (в дальнейшем - АСКП) - специальный комплекс мер, направленных на снижение численности пассажиров в московском Транспорте (по аналогии с контролем рождаемости в Китае).
4.1.2. АСКП состоит из нескольких элементов - жёлтой пищащей коробочки ("валидатора"), алюминиевой треноги ("турникета") и водителя (см. пункт 3.5). Валидатор и турникет препятствуют поездкам пассажиров на транспорте, в то время как водителю приходится одновременно препятствовать проезду народа и возить этот самый народ.
4.1.3. Отличительной особенностью Транспорта, работающего с АСКП, является его "стадность". В противоположность остальным, "отурникеченные" автобусы/троллейбусы/трамваи добросовестно и подолгу стоят на остановках. Очень часто Транспорта возле остановок скапливается так много, что на дороге всем не хватает места, и к нужному Транспорту надо пробираться, как сквозь минные поля времён Великой Отечественной Войны.
4.2. Завидев издалека нужный Вам Транспорт (см. пункт 1.5), основательно приготовьтесь его встречать. Расспросите окружающих, какого Транспорта они ждут, и вставайте в конец той очереди, которая хочет ехать тем же маршрутом (тем же Транспортом), что и Вы.
4.3. Чтобы попасть в Транспорт, работающий по АСКП, необходимо отыскать где-нибудь "билет" - цветастую бумажку (чаще всего синего цвета) с чёрной полосой. Без билета пройти внутрь Транспорта можно, но ехать в нём - не очень удобно. Железнодорожные, авиационные, лотерейные и билеты в кино не в счёт - нужны билеты специального вида, с чёрной магнитной полосой и надписью "Для проезда в автобусе, троллейбусе и трамвае города Москвы".
4.3.1. Если "билета" у Вас нет, необходимо отыскать серую будку с надписью "проездные билеты" и приготовить 11 рублей. Если в будке сидит тётка, надо просунуть ей 11 рублей и получить взамен билет. Если в будке сидит дядька (что маловероятно, но также возможно), отдайте деньги ему - но при этом всё равно возьмите билет.
4.3.2. Если в будке никого нет или же будка закрыта - следует добавить ещё 4 рубля и ждать, пока подойдёт Транспорт. В данном случае билет покупается у водителя.
4.4. Когда Транспорт подошёл и распахнул дверь, приготовьтесь. Начинается самая главная процедура - проход. Проход при АСКП возможен только через передний проход Транспорта (в задний проход входить нельзя, ибо всё через него придумано!!!).
4.4.1. Войдя в Транспорт (с готовым билетом либо 15 рублями для обмена на билет у водителя), следует направиться к жёлтой коробочке (валидатору) и дать попробовать билет на вкус. Будьте внимательны: валидатор принимает билеты с рук, если бросить билет перед ним на пол - тянуться и подбирать с пола валидатор не станет!
4.4.2. Если перед Вами стоит бабушка с жёсткой блестящей картонкой зелёного цвета - не обращайте на неё внимания. Это специальная карта Кузьмича - своего рода предупреждение о том, что бабка очень активна, Транспорт знает хорошо и связываться с ней не следует.
4.5. Билеты на пробу принимаются валидаторами не произвольно, а так, как показано на соответствующих картинках - магнитной полосой вниз, ногами вперёд. В большинстве автобусов/троллейбусов/трамваев Москвы эти картинки можно увидеть сразу после прохода через валидатор. Таким образом, уже со второй поездки Вы будете точно знать, как совать билет. В первый раз придётся перепробовать все возможные положения билета - методом научного тыка.
4.6. Если валидатор проглотил билет - не кидайтесь в панику: так и должно быть, через мгновение билет выскочит обратно. Не бойтесь забирать свой попробованный билет - валидатор не заразный. И не слюнявый. Более того - пока Вы не вытащите билет из пасти валидатора - в Транспорт Вы не попадёте.
4.6.1. Вытащив билет, посмотрите на турникет. Если там загорелась зелёная лампочка, подходите к алюминиевой палке. Вам можно проходить в салон (см. пункт 4.7).
4.6.2. Если лампочка на турникете по-прежнему красная, а валидатор при этом противно запищал - можно считать это его отрыжкой. Ваш билет ему явно не понравился. Придётся брать новый билет (см. пункт 4.3). Впрочем, дело может быть и в турникете. Временами у них случаются сбои (расстройства, отравления) - и они не готовы принимать нормальных, полноценных в пищевом плане билетов. Поэтому не торопитесь расстраиваться и кидаться за новым билетом. Попробуйте спокойно выйти из Транспорта и дождаться следующего (см. раздел 1). Если и в другом Транспорте билет не сработал - что ж, Вам действительно не повезло. Даже если билет нормальный, сегодня все валидаторы не в духе и поглощать его не станут.
4.7. Подходя к турникету, не позволяйте алюминиевой треноге кувыркаться ПЕРЕД Вами - перекувырнувшись, она не захочет Вас пускать! Поэтому придерживайте её на всякий случай рукой. Подойдя к горизонтальной палке треноги вплотную, сделайте решительный шаг вперёд. Будьте готовы к тому, что сзади Вас подтолкнут. Это не немощная старушка, дожидавшаяся Транспорта с Вами на остановке (см. пункт 1.5). Это, скорее всего, другая алюминиевая палка треснула Вас по заднице.
4.8. Пройдя через турникет, комфортно располагайтесь в Транспорте. Не торопитесь, выбирайте место с толком. АСКП предполагает наличие в Транспорте свободных мест (и даже сидячих) - но взамен растягивает удовольствие от поездки в два-три раза. Будьте также готовы к тому, что после Вашей посадки Транспорт будет стоять на остановке ещё 5 - 10 минут.
4.9. При поездке на Транспорте с АСКП не стоит опасаться кондукторов (пункт 3.4) - кондуктора боятся АСКП и поэтому вместе с ней не ездят. Вместо кондукторов, внутри "отурникеченного" Транспорта регулярно шныряют пассажиры. Дело в том, что выйти можно только через заднюю часть Транспорта - и люди постоянно протискиваются к выходу. Это однако не исключает возможности выноса отдельных пассажиров толпой (см. пункт 3.9). Зато АСКП позволяет забиться в угол возле средней двери (иногда водители её не открывают) и дожидаться своей остановки. Когда надо проехать всего две остановки, причём не до "конечной" и не до "метро", нет необходимости протискиваться через весь Транспорт. Надо просто-напросто пройти эти две остановки пешком.
4.10. К выходу из Транспорта, оборудованного АСКП, надо готовится заранее. Сильно заранее. Иногда даже - тотчас же после посадки. В частности, необходимо занять место как можно ближе к выходу. При подъезде к остановке следует отыскать в Транспорте специальную кнопочку "на выход". Такие кнопочки чаще всего располагаются возле дверей. При этом категорически запрещено нажимать на кнопочки красного цвета! В случае нажатия красной кнопочки покинуть Транспорт также удастся, но крайне нежелательным способом. Либо Транспорт остановится, выбежит разъярённый водитель и выгонит вон из Транспорта с позором, либо дверь сама по себе откроется и Вы вывалитесь на ходу.
4.11. Если Транспорт остановился, но двери его не открылись - не торопитесь поднимать панику и трезвонить на весь Транспорт (речь идёт о звенящих кнопочках) либо кричать (если кнопочки не звенят). АСКП предусматривает высадку пассажиров из Транспорта после посадки. Иными словами, будьте готовы к тому, что Вас выпустят через пять минут после подъезда к остановке.
4.12. В дальнейшем, собираясь куда-либо поехать, тщательно изучите свой маршрут. Подумайте, можно ли доехать туда, куда Вам надо, на Транспорте, который НЕ работает с АСКП. Если можно - не упускайте своего шанса! В любом случае, минимизируйте свой путь на Отурникеченном транспорте. Берегите время и нервы!

5. ПОРЯДОК ВЫСАДКИ ИЗ ТРАНСПОРТА (для малозагруженных маршрутов)
5.1. Следует понимать, что в Москве не весь Транспорт переполнен. В частности, Транспорт с интервалом в час и больше (не междугородний!) бывает пустым. Удобство поездок в таком Транспорте компенсировано чрезвычайно неудобным графиком работы.
5.2. Если Вы всё-таки попали в пустой Транспорт, ведите себя в нём хорошо. Правила хорошего тона обязывают также заранее готовиться к выходу (но не настолько заранее, как указано в пункте 4.10).
5.3. Следите за остановками. Определитесь, на которой Вам нужно выходить. Рассчитывать на толпу не следует за полным её (толпы) отсутствием. Так что, выносить Вас в нужный момент никто не станет.
5.3.1. Иногда в салоне объявляют остановки, причём даже очень сносно. Если объявляет женский голос, а за рулём сидит усатый дядька, не пугайтесь: голос записан на плёнку, которую включает дядька.
5.3.2. Случается, что дядька крутит плёнку неправильно, и Голос объявляет не те остановки, которые есть на самом деле. Поэтому вначале расспросите других пассажиров, правильно ли объявляют остановки. Не забудьте узнать, какая по счёту остановка - Ваша (теоретически, т. е. при условии, что водитель останавливается везде где надо и только там, где положено). Если выяснится, что изначально плёнка крутится правильно - в ходе поездки внимательно следите, чтобы дядька не забывал включать плёнку на остановках. Если остановки объявляются неправильно или водитель сбился уже когда Вы были в салоне - на Голос рассчитывать нечего.
5.3.3. Следует понимать, что Голос звучит не всегда. В отдельных случаях вместо женского голоса на плёнке внутри Транспорта звучит сильно покоробленный мужской голос. Это значит, водитель сам решил объявлять остановки. Если голос женский, но тоже сильно покоробленный - значит, за рулём не дядька, а тётька. В большинстве же никаких голосов вообще нет. В таком случае пассажирам предоставляется право самим угадывать, где они едут.
5.3.4. Даже если Голос звучит, доверяйтесь своему знанию местности и умению правильно считать до двадцати. Внимательно считайте остановки, на которых Транспорт остановился, считайте также те, которые он проехал мимо (если Транспорт - автобус). Периодически спрашивайте у окружающих Вас пассажиров, правильно ли едет Транспорт и останавливается ли он там, где надо. В зависимости от ответов корректируйте число остановок, через которое Вам надо выходить.
5.3.4. Старайтесь внимательно запомнить виды из окна Транспорта. Особо внимательно запомните местность, в непосредственной близости от Вашей остановки. В последующих поездках в те края ориентируйтесь по виду за окном и можете больше не слушать Голос и не считать остановки.
5.4. Если с остановками всё в порядке - никто не ошибся и так далее - Ваша поездка будет ещё более приятной, чем Вы ожидали. Когда Вы поймёте, что Ваша остановка - следующая (по Голосу или по собственным расчётам Вы это определили - неважно), поищите глазами двери. Не забывайте, что выход из Транспорта, как и вход - осуществляется через двери (см. пункт 2.2).
5.5. Распознав внутри Транспорта двери, определите траекторию Вашего движения внутри транспорта с таким расчётом, чтобы непременно добраться до этих дверей, причём изнутри Транспорта. Не пытайтесь вылезти через люк на крыше с тем, чтобы на остановке пройти через двери вновь. Таким способом вы только лишь: а)нарушите общественный порядок (см. пункт 1.2); б)не выйдете через двери, а снова войдёте в транспорт.
5.6. Подойдя к дверям, спокойно стойте и ждите, пока Транспорт подъедет к остановке. Даже если Вам не надо доезжать до остановки, а, допустим, выйти к светофору в 50 метрах от неё - не требуйте, чтобы Вас высадили у этого самого светофора, Высадка пассажиров вне остановок запрещается.

© COOPEright - Le MiDi Genevois, 2005 - 2005

Hosted by uCoz